Таиландский (тайский) бокс, или муай тай — жемчужина боевых искусств народов Юго-Восточной Азии, уникальная традиция, имеющая многовековую историю. Наиболее яркое выражение культурное наследие тайцев нашло именно в муай тай, без которого невозможно представить современный Таиланд.
Немного истории.
История происхождения муай тай, вероятно, никогда не будет достоверно известна, поскольку большая часть исторических записей исчезла навсегда в 1767 году, когда бирманские войска сравняли с землей древнюю столицу сиамского королевства — Аютию. Те немногие сведения, которые дошли до наших дней, сохранились в основном в исторических архивах сопредельных государств: Бирмы, Кампучии, Лаоса, Вьетнама, Китая и в записях первых европейцев, посетивших Сиам (это официальное название Таиланда до 1939 года). Многие данные носят зачастую противоречивый и разрозненный характер, что сказывается на точности описания истории муай тай современными исследователями.
Если следовать утверждениям тайских историков, то уже в середине II тысячелетия до нашей эры на территории, заселенной тайскими племенами, существовала система рукопашного боя, возникшая на основе опыта борьбы с китайцами. Считается, что военные и бойцовские навыки тайской нации до XIII века опирались на опыт ведения боевых действий против китайцев и монголов.
Одно из первых собраний записей по тайским боевым искусствам было составлено третьим сыном короля Индрадитья, Рам Камхенгом, который взошел на трон в 1275 году. Рам Камхенга называют “отцом тайской нации”, отдавая дань уважения за те огромные социально-экономические и административные преобразования, которые произошли в годы его правления. Рам известен еще и как создатель тайского алфавита. Собрание записей короля получило название “Тамраб пичайсонкрам” (“Книга о способах достижения победы на войне”) и представляло собой сохранившиеся разнородные материалы по тактике и стратегии боя, магическим ритуалам, записям о старинных приемах рукопашного боя.
После падения династии Рама большая часть коллекции была утеряна. Часть записей, касающихся буддизма и боевых искусств сохранилась в буддийских монастырях, часть — в китайских, бирманских и камбоджийских исторических архивах, однако в целом до наших дней дошло очень мало сведений.
Тем не менее общую картину в какой-то мере можно восстановить. Так, все источники практически единогласно сходятся на том, что в сиамской армии не было кавалерии. Войска состояли из пехоты и экипажей боевых слонов. Женщины сражались наравне с мужчинами и имели равный с ними статус. Сиамские воины использовали стиль рукопашного боя, известный как “пахуют”. Согласно китайским хроникам, движения их были непредсказуемы, а в качестве оружия активно использовались все ударные поверхности тела.
Методы рукопашного боя в древнем Сиаме развивались на фоне совершенствования способов ведения войн.
Еще где-то в конце X века правитель города Аутонг Пра Панса впервые организовал соревнования по пахуюту. Поединки носили дружественный характер, и, согласно правилам, убийство соперника не допускалось. Такой вид соревнований стал называться “муай”, или “панан муай” (“муай” означает “схватка, поединок”), и он явился предтечей современного муай тай. Основное внимание в этой ранней форме боксерских соревнований уделялось лишь техническому превосходству над соперником.
Сам Пра Панса почитается как основатель соревновательной формы муай тай, выросшей из этих поединков.
Первоначально в панан муай отсутствовали и ринг, и какие-либо правила соревнования. Под арену отводился участок плотно утоптанной земли с четырьмя деревянными столбами высотой до колена, расположенными по углам площадки. Тренеры бойцов сидели на столбах. Зрители же наблюдали за поединком, сидя на земле.
Поединки панан муай проходили в атмосфере народного праздника и сопровождались музыкой, призванной подбодрить бойцов, которая исполнялась музыкантами из числа зрителей. Первоначально музыкальный аккомпанемент играл роль фона, на котором проходил праздник, однако позднее музыка стала регулировать ход самого поединка. В самом начале музыка звучит плавно и спокойно, подчеркивая торжественность обстановки. По мере нарастания напряженности движения бойцов становятся все более и более резкими, переходя в настоящий шквал яростных атак. При этом ритм ускоряется и приобретает совершенно неистовый характер в самые кульминационные моменты схватки.
Большинство специалистов считают, что форма боевого искусства тайцев, известная как таиландский бокс, или муай тай, приобрела свой характерный облик в конце XVI — начале XVII века. Свой вклад в развитие боевого искусства внесли многие представили королевской семьи. Именно поэтому муай тай называют боевым искусством королей.
Кулачный бой, как разновидность соревновательного поединка, впервые вышел на сцену при короле Прачао Прасат Тонге (1630-1655 годы), который был известен тем, что построил небольшой павильон для тренировки своих телохранителей. В этом павильоне впервые стали проводиться показательные поединки с оружием. При этом, также впервые за всю историю Сиама, во избежание серьезных ранений боевое оружие заменили на его имитацию. Идея показательных боев была навеяна чисто практическими соображениями, поскольку их победители зачислялись в личную охрану короля. Поединки с оружием дали толчок к проведению аналогичных боев по рукопашному бою, которые получили название “ти муай”.
Золотой век для муай тай наступил в годы правления короля Прачао Сыа — “короля-тигра” (1703-1708 годы). В это время произошла настоящая революция в боевом искусстве. “Король-тигр”, известный своим свирепым нравом, был большим поклонником тайского бокса и оказывал покровительство боевым искусствам. Тогда появился специальный термин “рам мад рам муай”, означавший специально организованную схватку за приз. Впервые стали отсчитывать время каждого раунда. Тайцы использовали примитивные “песочные часы”: половинку скорлупы кокосового ореха с проделанными в ней маленькими дырочками опускали в емкость с водой в начале каждого раунда. Бой продолжался до того момента, когда скорлупа ореха заполнялась водой и погружалась на дно сосуда. При этом общее время поединка не ограничивалось. Бой заканчивался лишь по приказу короля или в случае серьезной травмы одного из участников.
Создателем спортивной разновидности таиландского боевого искусства считается король Рам VI (1910-1925 годы), придавший традиционному поединку боксеров более цивилизованный вид. Он организовал регулярные боксерские поединки на футбольном стадионе на территории одного из колледжей в Бангкоке и ввел единые правила проведения соревнований по таиландскому боксу. Провинциальные боксеры наперебой стремились попасть на соревнования, поскольку это считалось престижным, и можно было надеяться на более-менее успешную карьеру по возвращении домой. Кроме того, многих интересовали новые правила проведения боев. Было разрешено проводить поединки с использованием защитных приспособлений, состоявших из бандажа на пах и хлопковых бинтов шириной 4,5 см и длиной до 2,5 см, охватывающих руки боксеров от кисти до локтя. Бинты крепились на костяшках пальцев, а затем пропитывались для прочности клеем из рисовой муки.
Вскоре боксерские ринги появились и в других местах старого Бангкока. Новые правила вернули муай тай утраченную популярность. Поединки боксеров привлекли внимание и зарубежных бойцов, которые пробовали участвовать в них по тайским правилам. Так, сохранились рассказы о поединке тайского бойца Янга Хантале с китайцем, представлявшим шаолиньскую школу ушу. Существует много версий развязки этой истории. По одной из них китаец не смог противостоять мощным круговым ударам ногой, был нокаутирован ударом в шею и унесен в бессознательном состоянии с ринга. По другой версии китайский боец атаковал тайца кулаком в живот, вызвав внутреннее кровоизлияние. В свою очередь, Янг Хантале круговым ударом ноги сломал противнику челюсть и повредил основание черепа. В результате матч закончился вничью. Во всяком случае, с тех пор больше уже не устраивались официальные поединки между представителями различных стилей.
После Второй мировой войны муай тай начал распространяться в Европе и Америке и постепенно приобрел огромную популярность во всем мире.
В России таиландский бокс получил официальное признание лишь в 90-х годах прошлого века. Были образованы региональные федерации, созданы спортивные школы и стали проводиться соревнования. Но все же до сих пор муай тай считается экзотическим видом единоборств и такого широкого распространения, как, например, каратэ, таэквон-до или ушу, в России пока еще не получил.
В современном таиландском боксе существует примерно 30 базовых техник и 15 дополнительных, в том числе 6 ударов кулаком, 5 типов ударов локтями, 7 вариантов ударов ногами и 5 способов использования ступней для зацепов, толчков и ударов. Из-за того, что в муай тай широко используются удары локтями и коленями, его часто называют “боем восьмируких”.
В таиландских силовых структурах мауй тай входит в обязательную программу подготовки специалистов. Тренировки строятся на основе классического тайского бокса с расширенным набором технических приемов, которые способствуют быстрому выведению противника из строя, в их числе – удары по глазам, в пах, захваты за волосы.
История боевого искусства тайцев пронизана магическими ритуалами и обрядами, пришедшими из глубины веков.
В жестокой схватке воину всегда была необходима психологическая поддержка, которую давало использование различного рода священных предметов типа магических амулетов и талисманов. Такие амулеты, заключавшие в себе мистическую силу духов и божеств, давали их обладателям неуязвимость, здоровье, благополучие, а также защиту от злых сил и использовались практически всеми бойцами муай тай.
Охранительным средством стала и татуировка на теле волшебных знаков и символов. Среди тайцев получила распространение практика нанесения татуировок растительным маслом. Во время боя масло выделялось вместе с потом, что затрудняло проведение противником различных захватов.
И масло, и магические амулеты защищали бойцов от опасности.
Многие специалисты утверждают, что буддизм практически не повлиял на развитие муай тай так, как это произошло с шаолиньским ушу. Но все же его историческая роль является весьма существенной. Связь между буддизмом и таиландским боксом прослеживается во многих ритуалах и обычаях. Так, например, существует мнение, что обычай тайских боксеров носить ритуальную головную повязку “монгкон”, имеет непосредственное отношению к буддизму.
Монгкон является священным предметом и призван оберегать бойца от опасностей, дает ему силу и бдительность перед лицом врага.
Другим охранительным предметом тайских боксеров является повязка “прасиат”, которую носят поверх бицепса на одной или обеих руках. Она изготавливается из полоски ткани, подобно монгкону, и содержит защитные заклинания или амулеты, изображение Будды или буддийского святого, либо засушенное растение, обладающее магической силой.